Роль камня в культуре Древнего Египта

Роль камня в культуре Древнего Египта

Экономические затруднения, вызванные частыми войнами, сокращали объем строительных работ, особенно с применением камня. Однако поверхности стен как изнутри, так и снаружи облицовывали полированными гранитными плитами (пирамида и заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета I в Лиште, Среднее царство), известняковыми полированными плитами (пирамида Аменемхета III). И если усыпальницы были уже скромнее, то в честь фараонов возводили храмы. Для них использовали каменные блоки. А храм фараона Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри вырублен цельным и смотрится величаво, торжественно на фоне диких отвесных скал. По обе стороны каменной дороги, ведущей от молельни к храму, через десять метров стояли статуи сфинксов из песчаника. В каждом из них образ фараона со всеми атрибутами достоинства владыки — клавтом, подвесной бородой. У сфинксов — красивое, нежное лицо женщины.

Богат по своей выдумке и красоте храм в Абу-Симбеле. Он, как и предыдущий, не строился, а высекался в гранитной скале со всеми помещениями, которые были для него необходимы. Стены62украшали рельефами — как снаружи, так и изнутри.
Важным конструктивным элементом храмов бы-ли каменные колонны. Они не только воспринимают нагрузку от сооружений, но и украшают его. Особенно верхнее завершение — капитель. Чтобы сделать ее красивее, скульпторы использовали принципы природных форм: пальмы, комбинации из пальмет и папируса, открытый и закрытый цветок лотоса. Некоторые колонны сплошь покрывали вязью стеблей растений. Украшены они и иероглифами, среди которых есть цветки лотоса и пчелы. Они символизировали о единении двух королевств Египта: Верхнего и Нижнего. Растительные формы в камне использовали без копирования. Зодчие только подражали им.

Параллельно с культурой Древнего Египта развивается культура Древней Эллады. На рубеже IV и III тысячелетия до н. э. строят город-крепость и оборонительные сооружения Трои. Частые войны, возникавшие между государствами, обязывали строителей возводить постройки из прочного материала — камня. В целом в этой культуре камни и минералы широко использовались в быту, в украшениях, для лечения людей и во многих других областях.

Древними обитателями островов Эгейского моря были эгейцы, центром их цивилизации — остров Крит. Уже при строительстве Старого дворца в Фесте фасад украшали орфостатами — большими вертикально поставленными каменными плитами.

В начальный период второго тысячелетия до н. э. в Пелопонесе (Микены, Тиринф) под воздействием культуры Крита формируется микенская культура. Если критская развивалась мирным путем, о чем говорит отсутствие на острове мощных оборонительных сооружений, то у культуры Микен ярко выраженный военный характер. Сооружения Микен — оборонительные. Монументальные стены крепостей Тиринфа и Микен и теперь, даже в полуразрушенном состоянии, производят колоссальное впечатление. Для их возведения использованы желтовато-бурые известняки. Благодаря этому цвету крепостные стены городища издали сливаются с холмом. Но при приближении Все более четко вырисовываются гигантские необрабо-тайные глыбы.

  • 1229
  • rk-nn
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...